• Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Лееринг в музыке — что это такое, и зачем его использовать?

Если говорить совсем просто, то Layering (англ. «наслоение») — это когда в аранжировке несколько инструментов играют одну или несколько партий в унисон (одинаковые ноты) и/или в октаву, включая условные унисоны ударных. Хотя в современном производстве популярной музыки дело несколько сложнее, и об этом мы поговорим ниже.

Игра или пение в унисон — древний, почтенный и эффектный прием. Он возник еще в народной музыке, активно применялся в Европе в дохристианской священной музыкальной традиции, а затем — в церковном пении. Например, в григорианских хоралах.

Назначение унисона — сделать звучание музыкальной партии глубоким, мощным, вызывающим эмоции у слушателя. И на рубеже XVIII-XIX веков одним из отцов «лееринга» в классической музыке стал Бетховен, чьи нотные партитуры диктовали определенный состав оркестра, который позже стали называть «бетховенским» или «малым симфоническим».

Вспомните знаменитое начало 5-й симфонии — струнное «та-та-та-тааам!» Это он и есть — старый добрый «лееринг».

Оркестровая музыка эпохи романтизма (примерно в 1820-1910 гг.) практически повсеместно использовала унисоны и октавные линии. Любопытно, что в сегодняшней киномузыке и особенно музыке для кинотрейлеров унисон, в котором звучит одна мощная нота, сыгранная синтезаторами и несколькими медными духовыми инструментами, чей звук обработан дисторшном и сильно компрессирован, принято называть «Braam» или «Braams».

С одной стороны, это звукоподражательное название, а с другой — юмористическая отсылка к имени композитора периода романтизма Иоганнеса Брамса. В некоторых своих произведения в кульминационные моменты тот использовал мощный, акцентированный оркестровый унисон плюс октавные интервалы.

Но несомненным чемпионом среди романтиков в «лееринге» был Рихард Вагнер. Его состав оркестра был поистине огромным. Он мог использовать по четыре тубы, по шесть арф, расширил состав струнной группы, ввел в оркестр конрабасовый тромбон и басовую трубу.

Медные духовые в кульминациях у Вагнера звучат, будто Трубы Страшного суда. Струнные могут играть в унисон в низком регистре даже быстрые пассажи, и это вызывает ощущение стремительного движения.

По сути, симфоническая классика и киномузыка XIX-XXI веков состоит из наслоений унисонов и октав в очень значительной мере. И, конечно, некоторые приемы классических композиторов были заимствованы музыкантами из мира поп- и рок-музыки. Им тоже хотелось звучать эффектно.

Что делал лееринг в ранней поп-музыке

В роке риффы, сыгранные в унисон и в октаву активно использовали, например, Black Sabbath и Deep Purple. Это утяжеляло звучание хард-роковых групп в те времена, когда еще не появились «металлические» гитарные и басовые эффекты искажения (примочки).

Также лееринг широко применялся при записи относительно ранних рок- и поп-композиций. Например, много вокальных унисонов использовали Beach Boys. Нередко они «слоями» записывали барабаны, бас и гитары, отчего те становились пробивными, объемными, плотными. То же самое делали Queen, отличавшиеся в свое время почти гигантоманским подходом к записи.

Именно в мире поп- и рок-музыки возникли неклассические, отчасти «инженерные» и очень творческие техники лееринга. Например, в суперхите The Doors «Riders On The Storm», кроме дублированной основной партии вокала и бэков, был записан еще и «слой» шепота Джима Моррисона, который проговаривал слова песни точно в ритме главной голосовой части. Это добавило вокалу саспенса…

 

В 2012 году британский музыковед Аллан Мур, проанализировавший множество записей поп-музыки, начиная с 1920-х, предложил добавить к традиционной классификации музыки (гомофония, полифония, монофония и др.) концепцию «функциональных слоёв». Она более точно описывает то, что происходит именно в музыкальных текстурах популярных записей.

Он заявил, что в них работают 4 функциональных слоя:

1. Явный слой битов (ударных)
2. Басовый слой
3. Гармонический слой
4. Мелодический слой (вокал, инструментальные мелодии и риффы)

В 2020-м американский музыковед Меган Л. Лавенгуд выделила еще и 5-й слой — «Слой новизны». Он функционирует отчасти подобно конструкции «вопрос-ответ» в классической музыке: как бы откликается на мелодические линии вокала или инструментальных тем «ответами» и «междометиями» или наоборот — предвосхищает появление мелодической линии «призывами».

Как правило, «Слой новизны» формируется инструментами с необычными тембрами (например, синтетическими), сильно обработанными сэмплами или живыми инструментами, участие которых нехарактерно для поп-музыки.

Современный лееринг звучит почти везде

Область применения наслоений очень широка, но, пожалуй наиболее часто многоэтажные функциональные слои в XXI веке используются в поп-музыке, танцевальной электронной музыке, рэпе, относительно тяжелом роке, в трейлерной и киномузыке.

Суть функционального лееринга в том, чтобы сделать звучание записи «больше, чем жизнь», как это принято называть на Западе.

Особенно эффект лееринга заметен в минималистичных аранжировках, где много «воздуха» и «мало нот». Чтобы такие треки звучали жирно, выпукло и широко, музыканты записывают послойно все пять «функциональных слоев».

Вы не ослышались: каждый функциональный слой состоит из нескольких подслоёв. Скажем, в хаусе, мейнсримном EDM, рэпе, трэпе, драм-энд-бассе, трейлерной музыке басовые линии как правило состоят из унисонов и октав, играемых несколькими тональными и нередко шумовыми звуками.

Диапазон басовых частот заполняется, например, суббасом, «средним» басом и «высоким» басом. В EDM это могут быть 3 синтезаторных патча, отличающихся не только частотной составляющей, но и скоростью атаки и затухания, примененными фильтрами и модуляционными эффектами.

И четвертным слоем в басовой функциональной линии может быть подмешан, скажем, не тональный звук, дающий характерный «пинок» и напоминающий искаженный звук басового барабана (бочки).

 

То же касается функционального слоя ударных (бита). С подачи таких групп, как Beach Boys, появилась традиция записывать слоями малый барабан (snare), бочку, томы. В современных библиотеках барабанных сэмплов для танцевальной музыки практически все снейры и бочки — слоёные.

Особенно часто лееринг барабанов применяется в музыке для кинотрейлеров. Ударные там — это отдельный вид искусства. Если вы посмотрите типичный трейлер «супергеройского» фильма, триллера, боевика, то сможете услышать в саундтреке поистине гигантские барабаны, которые прорезают очень насыщенный микс и «бьют» прямо в лицо.

Этот эффект достигается использованием несколько слоев сэпмлов ударных из специальных библиотек «эпичных барабанов». Трейлерные композиторы могут использовать от трех до семи слоев ударных, играющих абсолютно одинаковые партии, и расположенных по всему частотному диапазону – как басы в EDM, только еще радикальнее.

Мало того, в этом жанре музыканты могут подмешивать к атаке ударных еще и короткий нарастающий белый шум и перевернутые задом наперед «хвосты» реверберации шумовых звуков, чтобы получить удар, который на письме можно обозначить как «ххдыщщ» или «woosh hit» (в англоязычной традиции)…

Лееринг не запрещен ни в одном стиле. Правил нет

Почти каждому продюсеру и каждой группе хочется звучать «больше, чем жизнь». Слушатель по всему миру привык к компрессированному, мощному, широкому и громкому звуку — даже в лирических композициях.

Поэтому даже живые коллективы (поп-, роковые, блюзовые, панковские, металлические) прибегают на записи к леерингу. Слоями пишутся и обрабатываются гитары, вокал, ударные, бас. Лееринг «угромчает» даже очень разряженную аранжировку, которая благодаря ему начинает звучать богаче. Хотя самих музыкальных и шире — звуковых событий — в ней может быть немного.

Упоминавшийся выше 5-й «Слой новизны» (особенно в электронщине, рэпе и трейлерной музыке) тоже вовсю использует слоеные унисоны и октавные конструкции.

Сегодня сплошь и рядом продюсерами и звукоинженерами лееринг применяется… без участия музыкантов, аранжировщиков и битмейкеров — на сведении.

Например, в рок-композиции записанная партия баса может быть дублирована еще на две дорожки и там пропущена через моделирующие виртуальные усилители и другие эффекты, чтобы добавить звуку чуть-чуть лязга и дисторшна. А живые барабаны часто дублируются сэмплами — для ощущения более плотного грува.

Вокал в поп-музыке и EDM может дублироваться и обрабатываться многократно — для получения широкого, «обволакивающего» звучания. Кричащий «в лицо» речитатив в рэпе — тоже результат не только записанных на трекинге дублей, но и лееринга при сведении.

 

Нередко креативный звукоинженер может даже «доиграть» в унисон и/ или октаву некоторые партии синтезаторов, потому что хочет слышать в фонограмме более плотные и эффектные функциональные слои. То же самое делается и с гитарами…

Строго говоря, никаких железобетонных правил лееринга нет. Главное — он должен не замутнять микс, а делать его более ярким, объемным и «жирным».

Реалистичность звучания в современной музыке (если это не традиционный джаз, фолк или что-то подобное) уже никого не волнует. Слушатель избалован фонограммами, которые «больше, чем жизнь» и на меньшее уже не согласен.

Справедливости ради нужно отметить, что лееринг также особым образом применяется в саунд-дизайне и так называемой «интерактивной музыке» для компьютерных игр, но это еще две отдельных истории…

Владимир Лакодин


Source: https://oaoo.ru/balalayka/leering-v-myzyke-chto-eto-takoe-i-zachem-ego-ispolzovat.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Мелодика или пианика: недетский инструмент

Слышали вы когда-либо о таком инструменте как мелодика или пианика? Это два разных названия одного инструмента – мелодической...

Как писать музыку без повторов, чтобы звучало свежо

В 2023 году на мировые музыкальные платформы было загружено около 184 миллионов новых музыкальных треков. К сожалению, исследований...

Дополнительные струны: сколько и зачем?

Сегодня мы поговорим о необычных для большинства музыкантов гитарах. Когда изучил свою шестиструнную гитару вдоль и поперек и...

Все о барабанных палочках

Вы начинающий барабанщик? Тогда нужно выбрать именно те барабанные палочки, которые подходят вашему стилю игры. Почему это так важно?...

Добавь баса: управление звуком бас-гитары

Опытные басисты знают всё о своей, и не только своей, гитаре: как управлять ее звучанием, что подкрутить, чтобы...

Игра на электрогитаре снова в тренде, гитаристы c YouTube правят миром

Менее десятка лет назад казалось, что дни электрогитары сочтены. Жанры около рока стагнировали. В качестве фаворитов музыкального рынка...

Эффекты Delay и Echo: ищем отличия

Когда вы играете на электрогитаре или, например, микшируете трек, то одним из важнейших решений, который вы должны принять,...

Ищем выход: линейный или для наушников?

Линейный выход и выход для наушников внешне очень похожи, при этом многие аудиоинтерфейсы и все микшерные консоли имеют...

Уход за электронной ударной установкой

Ударная установка, будь они акустической или электронной, всегда является предметом любви и гордости любого барабанщика. А за любимыми...

Кручу-верчу, удивить хочу: трюки с барабанными палочками

Барабанщики, которые владеют трюками с палочками, являются яркими элементами сценического шоу! Поэтому, если вы хотите удивить зрителей, привлечь...

Как выбрать хороший кабель и не ошибиться?

Выбор хорошего кабеля для гитариста – важное дело. При этом не следует руководствоваться не советами друзей и рекламой...

Караоке: вокальное искусство и форма досуга

Караоке представляет собой не только форму развлечения, но и возможность демонстрации вокальных навыков, а также создания благоприятной атмосферы...

Гитары Schecter: взлеты и падения бренда – что скрыто за официальной историей

Schecter сегодня — глобальная компания с производственными мощностями в Китае, Индонезии и США, с широкой линейкой электрогитар, о...

Так много разных дилеев

Так много разных дилеев Впервые появившись в музыкальном мире в середине прошлого века, дилей навсегда вошел в обиход...

Блоки питания для гитарных педалей

Педали эффектов – это свобода в формировании гитарного звука, так как современные технологии предлагают их широкий ассортимент под...

Методы и инструменты для загрузки видеоконтента с платформы RuTube

В настоящий момент видеоконтент является важным элементом информационного пространства. Пользователи потребляют видеоматериалы в различных форматах, включая онлайн-просмотр, использование...

На чем играть думеру. Часть первая – Бас

Кто бы мог подумать, что ренессанс пост-панка в текущем десятилетии начнется с России, а ничего удивительного в этом...

Профессиональная и Hi-Fi акустика: в чем разница?

Колонки PA и Hi-Fi – два вида акустических систем, которые, на первый взгляд, похожи, так как их основная...

Страх сцены: чем можно помочь себе?

Даже если вы не испытываете проблем в общении с людьми, грамотно говорите, талантливо поете или играете на музыкальных...

Гитарные эмуляторы или симуляторы гитарных усилителей: все прелести цифровых технологий

Гитарные эмуляторы или симуляторы гитарных усилителей – это современное решение для создания реалистичных и аутентичных гитарных тембров. Глупо...